Представляю Вашему вниманию произведение Валентина Пикуля "Пером и шпагой".
Это произведение рассказывает об истории секретной европейской дипломатии периода Семилетней войны, о славе и доблести русских войск в этой войне.
"На горизонте европейской дипломатии звезда Петербурга разгоралась всё ярче, и Франция уже не раз убеждалась, что пренебрегать Россией - рискованно и неразумно".
Это история и про славного де Еона, и про то как он пером и шпагой "соединял дворы, королей и императоров".
Роман отражает события российской истории середины XVIII века.
"Россия никому не нравится, но вся Европа нуждается в ее услугах".
Де Еон, про которого маркиза помпадур - фаворитка короля Франции сказала, "что не по силам мужчине, надобно доверить женщине". Так стало и с де Еоном, "взять его, окружить тайной, и получится дипломат для королевских секретов".
После долгих переговоров высших вельмож русской империи вопрос о войне трёх держав (Англии, Франции и России) с Пруссией, был решён коллегиально на Конференции.
А де Еон тем временем прибыл в Петербург, "одетый не в женское, а в мужское платье". Истинного бургундца де Еона, сразу "впрягли в работу".
"Но де Еона" Елизавета - дочь Петра I, "приняла сразу, ибо он был для неё мужчина непонятный".
Шувалов побеседовал с де Еоном, и де Еон посоветовал Шувалову - одному из министров при дворе Елизаветы, "плюнуть" на разговоры про Турцию, т.к. пункт о помощи России в её жестокой борьбе с Турцией стал для короля Франции поперёк горла. Дипломатия была закончена, союз трёх стран против Фридриха - короля Пруссии, был заключён, и де Еон стал собираться в дальнюю дорогу, домой в Париж.
Побыв немножко на родине, в Париже, де Еон опять отправился на заснеженные берега Невы, уже в должности полномочного министра в России.
Так случилось, что начав войну против Фридриха, в первом же сражении русские проиграли. Зато потом под Гросс-Егерсдорфом "прусская армия была разгромлена полностью", что открывало путь в Померанию и на Берлин.
"Фельдмаршал Апраксин колебался сейчас между решением Конференции, и страхом перед всесильными заговорщиками", которые хотели свергнуть Елизавету. "И случилось невероятное: побеждённые стали преследовать победителей".
С уходом русской армии из Пруссии у Фридриха оказались развязаны руки на востоке и он сыграл ва-банк, разбив французов.
После чего Фридрих решил "огорчить" третью даму "игравшую" против него - империатрицу австрийскую. Он разбил австрийцев вслед за французами.
Тем временем Елизавета предложила де Еону "принять российское подданство, и служить верой и правдой России", но де Еон отказался.
На Конференции при дворе Елизаветы признали, что "Фридрих силен, но только России "спасать положение".
Русская армия зимой - вместо того, чтобы лежать дома на печи, вторглась в пределы Пруссии и застала Фридриха врасплох.
Всё решилось в битве при Цорндорфе. Фиаско Фридриха началось здесь: Впервые в жизни король "встретил противника, который не ведал страха и усталости". Русские не дошли до Берлина всего 75 верст.
"Заслуга кавалера де Еона в том, что он захотел поведать о России, исходя из правдивых источников".
Фридрих терпел поражения от русских одно за другим, но больше всего под Кунерсдорфом: "эта ночь приблизила старость, ..., скорбные черты лица, острые и иссушенные, будто мумифицированные, Фридрих сохранил до конца дней своих", и стал готовить мир для Пруссии.
Де Еон понял, что в Петербурге ему делать нечего. "Елизавета дала де Еону прощальную аудиенцию".
Де Еон "едва прибыв из Петербурга, очутился снова в коляске", теперь на пути в Лондон.
Наступил самый счастливый период в жизни де Еона, который стал полномочным-министром при дворе короля Англии: "Одной рукой он проводил политику наступившего мира, другой готовил войну".
Де Еон "слишком хорошо" себя вёл, и его хотели отозвать или отравить.
За сотни от Парижа долгих лье
С пером в руке и на боку со шпагой,
Живет великодушный шевалье,
Прославленный безумною отвагой.
"Франция ополчилась против одного человека!" и с де Еоном был заключён мир.
Началась новая эпоха в жизни де Еона. Он "засел" за письменый стол. После чего вернулся во Францию. Но во Франции все издевались над ним за его женский наряд, считая его женщиной, и он вновь поехал в Англию.
"Пенсии кавалер от Франции давно не получал; близилась нищета"... "Писали про него по разному, но никто не догадался заметить большого протеста маленького человека против великой власти!"
"Так и тянулось до 1796 года. В этом году он вычитал из газет, что умерла русская империатрица Екатерина II, оставив Россию в славе и величии".
"Игривая дымка таинственности, окружавшая де Еона еще при жизни, после смерти заволокла его личность непробиваемым туманом. А потом повалил такой густо дым"... Изменились идеи, другими стали люди. История это и есть наша современность.
А в конце 1790-х годов "лето было знойное. И очень рано поспела в Петергофе клубника. В оранжереях вельмож, в Мартышкине и под Стрельной, отлично вызревали померанцы и архидеи".
Комментариев нет:
Отправить комментарий