среда, 14 декабря 2022 г.

"Всё ещё Элис".


Дорогие мои собеседники, представляю Вашему вниманию произведение английской писательницы Лайзы Дженова "Всё ещё Элис".

Как читатель уже догадался, главная героиня книги Элис Хауленд. Это история о женщине, которая в результате остаётся самой собой, а не человеком, раздавленным болезнью.

Элис, профессор лингвистики в Гарварде. Она сделала блестящую научную карьеру, пользуется уважением коллег и студентов.

"Карьера родителей служила блестящим примером того, что можно достичь многого, если ставить перед собой высокие цели и делать всё возможное для их достижения", - думала Лидия, одна из трёх детей Элис.

"Наблюдать, как Джон (её муж), равный ей в профессии и по уровню интеллекта, мчится мимо неё к цели,тоже было жутковато".

Она в отличной физической форме, полна планов и надежд. Элис начинает замечать, что у нее случаются провалы в памяти, возниакют трудности с ориентацией в пространстве.

"Но после целого дня напряженной работы, когда ради заветной цели приходится решать много повседневных задач, они с Джоном становятся измотанными и раздраженными".

Невролог ставит неутешительный диагноз..."Взрослая женщина, которую она видела перед собой в зеркале, была не очень похожа на ту, которой она себя ощущала".

"...исследование человеческого разума, желание разобраться в механизмах, которые руководят поведением человека, его речью, эмоциями и потребностями", - для Элис было главным делом в жизни.

"Большей беды с ней случится не могло и она так хотела попросить о помощи". Элис зашла в церковь: " А потом пришел простой и ясный ответ: поговори с Джоном".

"Она практически перестала путешествовать, её лекции - когда-то увлекательные, стали невыносимо скучными, и даже тогда, когда Джон был дома, казалось он где-то за тысячу миль".

Отдых летом в Чатеме, дал ей небольшую передышку. Надо было изменить "подход", отношение к жизни. И вот как это сделать, и был главный вопрос, который мучил Элис.

"Она начала различать дни, когда ей стоило большого труда найти потерянную мысль, слово, ..., и дни, когда её "Альцгеймер" залегал на дно и ни во что не вмешивался".

В начале нового учебного года Элис пришлось оставить преподавательскую и научную деятельность, но она оставалась консультантом на кафедре и могла присутствовать на собраниях и семинарах.


Она не думала о том чего лишилась, она думала о том, чего достигла. Она листала написанный ею учебник, "От молекул к разуму": "Её слова и идеи смешивались со словами и идеями Джона,...,снабжали информацией и влияли на слова и идеи других людей".

И всё же Элис всё больше "погружалась в пучину" болезни. Она улавливала в фильмах только сюжеты попроще, и поздравила себя с тем, что ещё может контролировать свои эмоции.

После того, как Элис пообщалась со своими "кооллегами по несчастью", а её мужу Джону предложили интересную работу в Нью-Йорке, они в очередной раз пришли к доктору Дэвису, который лечил Элис.

Доктор Дэвис сказал в том числе, что Элис открывает пленарное заседание ежегодной конференции по деменции Ассоциации Альцгеймера. Это привело Элис и Джона в полный восторг.

"Пусть это была не самая большая и престижная аудитория, но она надеялась, что из всех речей в её жизни, эта будет самой сильной по воздействию".

Между тем у Анны - старшей её дочери, родились двойняшки. Элис была счастлива, а Джон производил между членами семьи социологический опрос ехать или нет в Нью-Йорк.

Джон взял Элис на выпускной в Гарварде. Выпускники, которых она когда-то учила, были:"открыты для новых вызовов, их ждали поиски и открытия, они будут творить и преподавать, чтобы стать героями своих жизненных приключений", других чем у Элис.

Джон приезжал из Нью-Йорка на выходные. Малыши у Анны подрастали. Они наняли сиделку для малышей и Элис, которая "крепко обнимала малешей и целовала и целовала их восхитительно пахнущии макушки". Лидия помогала по дому, она готовилась стать профессиональной актрисой.

"Нельзя обрести покой, когда постоянно испытываешь неуверенность во всем", - думала Элис. Джон сидел в кафе, читал "Нью-Йорк Таймс" и плакал. В статье говорилось, что лекарство , останавливающее развитие болезни Альцгеймера, не прошло клинические испытания. 

"Исследуя болезнь мы получаем знания по анатомии, физиологии и биологии. Исследуя человека, мы познаем жизнь".