среда, 20 мая 2020 г.

"Сильные мира сего".


Представляю Вашему вниманию произведение Мориса Дрюона "Сильные мира сего".
В этом произведении писателю удалось передать в художественно обобщенном виде и в явных выразительных образах очень выразительное для послевоенной Франции восприятие действительности и оценку недавней истории.
Племянник Жозефа Кесселя, Морис Дрюон в этом социально-критическом романе розоблачает нравы общества.
Старые "хозяева" Франции представлены в романе на примере семейства Шудлеров - Моннери.
На примере Симона Лашома представлены новые "хозяева" Франции.
"Симон был уверен, подобно тому как гениальность рода человеческого величина постоянная, что принадлежит к числу тех, кто ведет всех прочих смертных..., и что он составляет частицу этой постоянной величины".
"Никогда еще, быть может, поток дел и идей не был столь стремительным, никогда еще деньги, роскошь, творения искусства, книги, изысканные кушанья, вина, речи ораторов, украшения, всякого рода химеры не были в такой чести, как тогда - в конце 1920 года".
Член Францусской Акадкмии, старший брат Жан де Ла Моннери умер, и с его смертью выпал первый камешек из "пирамиды", "пирамиды" которая составляла честь и могущество Франции, Франции после первой мировой войны.
"...умирающий как будто хотел проникнуть в приговор грядущего, неизбежная узость, ограниченность всякого исследования с особой силой заставило его ощутить всю безмерность того, что должно было уйти вместе с ним".
Проводив в тот день мать на поезд, которая приезжала к нему из провинции, Симон Лашом стал готовится к похоронам. В тот день Симон Лашом написал статью, которая освещала похороны.
Эта статья, опубликованная в газете, которая принадлежала Шудлерам, послужила началом его литературной деятельности. "Казалось, то был сам сатана, приглашенный сюда по ошибке. Шудлер, один из наиболее могущественных людей Парижа, привлекал к себе всеобщее внмание".
У Симона от племянницы Жана Изабеллы, с которой он вместе разбирал посмертные рукописи поэта родится ребенок.

Шудлеры владели банком, ежедневной газетой и сахарными заводами и Симон Лашом надеялся сделать себе имя, прежде чем вернутся к власти. "Симон, еще год назад и не мечтавший ни о чем, кроме литературного сотрудничества, одобрял теперь" проекты Франсуа Шудлера "и видел, что перед ним открывается еще один путь к успеху, на этот раз в области газетной информации.
Франсуа Шудлер покочил с собой, из-за неудачного переустройства сахарных заводов, которые ему доверил Ноэль вместо газеты. "Его расстроенному воображению будущее представлялось гигантским мрачным утесом, нависшим над ним и его близкими и каждую минуту готовым обрушится".
Был у Шудлеров родственник Люсьен Моблан, которого они не признавали. По образу жизни они были очень разные: трудолюбивые и деловые Шудлеры и ведущий "плейбойский" образ жизни Люлю Моблан.
Отец Франсуа, Ноэль Шудлер, на семейном совете был назначен опекуном Люлю, поскольку тот промотал почти все родовое достояние.
После смерти Франсуа, его жена Жаклин, видела свое утешение в Боге: "Всякая любовь, представляющаяся людям чрезмерной, есть путь к Богу.
На всем лежала печать вырождения. Шудлер "потерял единственного сына, потерял отца, жена медленно умирала у себя в комнате на втором этаже". Ему только и оставалось, как издеваться над вечно просящим денег Люлю, у которого в конце концов не выдержали нервы и он закончил свои дни в психиатрической клинике. Симон все стемился "наверх по социальной лестнице", меняя любовниц.
Это первая книга прославленного писателя из трилогии "Конец людей". 

1 комментарий:

  1. Прекрасное представление книги великого писателя. Спасибо Денису Комарову. Такого рода книги нужно читать обязательно. Медленно, размышляя. Они обогащают духовно, возвращают нас от кратких новостных пулемётных казённых фраз к богатому литературному слогу. Для нас, послевоенного поколения, очень интересно сравнивать мировоззрение и интересы после оккупационной буржуазной франции и нашего советского народа - победителя, восстанавливавшего народное хозяйство и строившего лучшую жизнь.

    ОтветитьУдалить