Представляю Вашему вниманию произведение Алексея Михайловича Горбачёва "Чудесный доктор".
Это произведение Алексей Горбачев написал на заре своего творчества. Оно было издано Оренбургским книжным издательством в 1962 году и посвящено выдающемуся русскому хирургу Николаю Ивановичу Пирогову. В книге описываются события, которые происходят с 1853 по 1856 годы.
Когда он выехал в Севастополь, по пути ему попадались множество подвод с ранеными и всем он оказывал по возможности помощь. Причем никто из тех, кому он помог, не знал его по фамилии. Коллеги-врачи обращались к нему только по имени-отчеству.
Он ожидал увидеть другое в Севастополе. "С первых дней пребывания в осаждённом городе, Николай Иванович понял, что ему предстоит нелёгкая борьба". По инициативе Пирогова в перевязочных пунктах была применена система сортировки раненых.
"Пирогов не знал ни сна, ни отдыха. До поздней ночи он работал в каком-нибудь госпитале или на перевязочном пункте, а вернувшись ночью на квартиру, спешил подвести итог прошедшему дню"...
Пирогов заботился о своём здоровье и о здоровье раненых. Каждое утро он обливался холодной водой и вместо ампутаций, которой так грешили заморские врачи, придумал накладывать гипсовые повязки.
Пирогов был "неудобным" человеком и острым на язык. У него было много недругов из числа начальства, но и друзей хватало. Ему многие завидовали. Офицеры и рядовые, все хотели, чтобы после ранений их осматривал именно Пирогов.
Николай Иванович хотел написать учебник военно-полевой хирургии и многие молодые врачи слушали его "разинув рты". Он переехал с безопасной Северной на опасную Южную сторону. Там он был нужнее: "Жить с дрожью в сердце - значит потерять смысл жизни".
"У Пирогова, казалось, было расчитано каждое движение, его прищуренные глаза всё видели, всё замечали... Он потерял счёт раненным, счёт времени. Ноги его будто одеревенели, но голова была светлой и ясной. Крепкие руки без устали работали".
Неприятель устроил длительную бомбардировку города. В пироговской комнате самым "бессовестным образом похозяйничала" неприятельская бомба. Перевезённые на Северную раненные в большинстве своём скончались в грязи, когда пошёл проливной дождь, в палатках, которые "выбил" для них Пирогов.
Среди его инициатив было и приглашение к раненым сестёр милосердия. Солдаты даже вырезали из дерева статуэтки Пирогова в знак благодарности за его заслуги. "...не проходило и ночи, чтобы Николая Ивановича не вызывали на главный перевязочный пункт к какому-нибудь тяжелораненому".
За свою жизнь Пирогов внедрил в медицине много нового. Он боролся с нагноениями, ввел наркоз при операциях, а главным образом говорил всем коллегам, что во всех сложных случаях хирург должен всегда руководствоваться разумом.
Но Николай Иванович был прежде всего человеком, а уж потом хирургом. С одним из коллег он спорил: "Рассуждения ваши кажутся мне по меньшей мере странными... К чему помогать человеку, если в конечном счёте он станет прахом. К чему тогда и наука, и искусство и любовь, если в мире нет ничего вечного".
Недруги добились своего. Пирогова отзывали в Петербург. С "тяжёлым сердцем" покидал он Севастополь. Многое было сделано, но ещё больше предстояло сделать. "Только не ради наград трудимся здесь, а для пользы Отечеству. Польза русской земле - вот наша главная награда".